Бастер Бейли

19 июля 1902 года пришёл в этот мир Уильям «Бастер» Бейли (William «Buster» Bailey) – ещё один талантливый уроженец Мемфиса (штат Тенесси), легендарный кларнетист, а также один из самых блестящих «сессионных» музыкантов своей эпохи.

Неутомимый виртуоз-путешественник, исследующий не только миры раннего джаза и блюза, но и классической музыки, Бейли играл в группах таких первопроходцев, как Джо «Кинг» Оливер, Флетчер Хендерсон и Луи Армстронг, а также обладал превосходной техникой, которую оттачивал, изучая классический репертуар. И он оставался невероятно активным музыкантом, который последовательно и легко преодолел все течения джазовых инноваций, наслаждаясь необычайно долгой и успешной творческой жизнью.

Путь его карьеры, действительно, прослеживается прямо из джазовых истоков, хотя и многое из его ранней жизни до сих пор покрыто пеленой тайны. По всей видимости, он начинал играть на кларнете в одной из городских сегрегированных общественных школ. Свою первую профессиональную работу Бейли нашёл в возрасте 15 лет, когда пришёл работать в ансамбль под руководством так называемого «отца блюза», мемфисского аранжировщика и бэнд-лидера W. C. Handy. Там кларнетист играл популярные танцевальные номера и блюзы, а новый «тренд» в афроамериканской музыке, с необычным названием «jazz» (первоначально называемый словом «Jass») услышал после того, как с группой Handy приехал на гастроли в Новый Орлеан.

Вот как в интервью с историком джаза – Гюнтером Шуллером – сам Бейли размышлял о разнице между истинным джазом и той музыкой, которую он играл в то время: «я … просто играл украшения вокруг мелодии, не зная, что это и есть импровизация. И только в Новом Орлеане я понял, что украшением этим была целая фраза». Это открытие оказалось больше, чем просто волнующей интригой для Бейли, и он тут же присоединился к «миграции» музыкантов на север, в Чикаго, куда прибыл в 1919 году. Там он встретил ещё более мощное влияние, когда обучался классическому кларнету с выдающимся музыкантом чикагского симфонического оркестра, Францем Шеппом – тем самым, у которого учился сам Бенни Гудман.

С тех пор всю оставшуюся часть своей жизнь Бейли был известен как кларнетист, который может работать с самыми трудными пассажами, какие только мог придумать аранжировщик или его собственное воображение. Ещё Юг Панасье в своей «Подлинной истории джаза» писал о нём: «Бастер Бейли, наряду с Джимми Нуном, является самым виртуозным джазовым кларнетистом. Беглость и гибкость его фраз просто невероятна. Однако Бейли не только виртуоз. Узорам его импровизаций свойственна редкая мелодическая элегантность».

Конечно, с такой репутацией Бейли сразу же нашёл работу в театральном оркестре и вскоре уже работал с первой новоорлеанской группой, которая выступала в Чикаго, – «King Oliver’s Creole Jazz Band». Играя с «Кингом» Оливером в 1923 и 1924 годах, Бейли познакомился и подружился с другими новоорлеанскими музыкантами, в том числе, и с величайшим из всех – трубачом Луи Армстронгом. И когда в 1924 году Армстронг решился на свою вторую великую джазовую «миграцию», переехав из Чикаго в Нью-Йорк, Бэйли последовал за ним спустя всего лишь неделю.

В Нью-Йорке он присоединился к оркестру Флетчера Хендерсона – ведущему джазовому ансамблю, вырастившему многих знаменитых музыкантов, которые создали музыку под названием свинг. И в течение 1930-х Бейли был неотъемлемой частью нью-йоркской джазовой сцены, он появился на сотнях записей, многие из которых принадлежали оркестру Хендерсона, а многие – коллективам Кларенса Уильямса и Нобла Сиссла, с которым Бейли гастролировал по Европе в начале тех же 1930-х годов. Он также был известен своим участием и в других составах Хендерсона, которые аккомпанировали таким классическим блюзовым вокалисткам, как Гертруда «Ма» Рэйни и Бесси Смит. «Бейли переплетает чрезвычайно красивые фактуры между голосом и фортепиано», – писал Гюнтер Шуллер о «Jazzbo Brown from Memphis Town», песне Бесси Смит о мемфисском кларнетисте, который «не сумел станцевать, не смог спеть, но, Боже, он смог сыграть эту вещь!».

В 1937 году, после непродолжительной работы с «Mills Blue Rhythm Band», Бейли присоединился к новому свинговому секстету контрабасиста Джона Кирби – довольно необычному ансамблю с аранжировщиком Чарльзом Чаверсом, который любил включать классические цитаты в свои аранжировки (к примеру, «Bounce of the Sugar-Plum Fairy»). И это сотрудничество, продолжавшееся с некоторыми перерывами вплоть до 1946 года, оказалось творчески благодатной средой для Бейли, поскольку ему был дан шанс проявить свои таланты в таких молниеносно-быстрых соло, как, например, «Man with a Horn Goes Berserk».

После Второй мировой войны Бейли увлёкся «ретроспективным» джазовым движением, известным как диксиленд, а также более современными стилями. С 1947 по 1949 годы он выступал с группой тромбониста Wilbur de Paris, а затем, по слухам, организовал свой квартет, играя в некоторых клубах на 52-й нью-йоркской улице. После объединения с группой трубача Реда Аллена и тромбониста Рассела Мура в начале 1950-х, Бейли вернулся к своим классическим корням и ещё в середине десятилетия играл в нескольких симфонических оркестрах, в том числе появился в опере «Порги и Бесс» Джорджа Гершвина.

Некоторые историки полагали, что Бейли действительно мог бы сделать карьеру симфонического музыканта, если бы не сегрегация, которая долго царила в мире классической музыки, да и сам Бейли сетовал на то, что ранее был вынужден отказаться от классических возможностей. Однако в последние десятилетия своей долгой карьеры он всё-таки вернулся к джазу. И в 1950-х-60-х его частенько можно было услышать в известном нью-йоркском джазовом клубе «Metropole» в компании с Вуди Алленом и другими музыкантами, а также на многих джазовых фестивалях, которые в то время становились важными музыкальными событиями, продвигая джаз во всём мире.

Кроме того, в 1958 году кларнетист выпустил сольный альбом «All About Memphis» и вернулся к записям со своими старыми друзьями – Флетчером Хендерсоном, Коулманом Хокинсом и многими-многими другими коллегами, поскольку он всегда был музыкантом подвижным и открытым для нового сотрудничества. Так, например, в 1963-64 годах Бейли играл в оркестре, который возглавлял корнетист Wild Bill Davison, и в коллективе «Saints and Sinners» Реда Ричардса, до тех пор пока в 1965 году вновь не присоединился к своему давнему приятелю – Луи Армстронгу и его «All-Stars».

Бастер Бейли покинул этот мир в Бруклине 12 апреля 1967 года в возрасте всего лишь 65 лет. Он был невероятно плодотворным музыкантом, и список великих имён, чьи записи могло украсить его звучание, обещал быть ещё длиннее. Однако после смерти он был незаслуженно обойдён вниманием многих исследователей, не оставивших какого-либо полноценного письменного исследования его жизни и карьеры. Как, впрочем, до сих пор не переиздано множество записей этого выдающегося кларнетиста, кроме нескольких CD-компиляций.

Тем не менее, ясно одно: Бастер Бейли был первым классически обученным кларнетистом, который продемонстрировал огромный потенциал своего инструмента, в том числе и в свинговой музыке. А пока его роль в истории джаза всё ещё ждёт более проникновенного изучения, у нас с вами всё-таки есть замечательная возможность насладиться красотой и изяществом его звучания.

Источник