Джимми Скотт

Он понял, что «душа» выражалась пением намного раньше, чем кто-либо научился это слово произносить». Именно так в 60-х годах говорил Рэй Чарльз об уникальном «малыше», по имени Джеймс Виктор Скотт (James Victor Scott), появившемся на свет 17 июля 1925 года в городе Кливленде (штат Огайо).

И в этих словах отразилась вся суть этого хрупкого и вечно юного мальчишки по прозвищу Малютка Джимми Скотт («Little» Jimmy Scott), которого так хочется назвать мудрым гением. Ведь долгие годы страданий и лишений сделали его жизнерадостность и искреннее наслаждение музыкой только ярче и глубже. И тут есть чему поучиться не только новым поколениям. Его проникновенным пением и необычно высоким, почти женским контральто были вдохновлены многие легенды джаза, среди которых Нэнси Уилсон, Билли Холидей, Дайна Вашингтон, Куинси Джонс и Луи Армстронг. А его нелегкая, почти трагическая жизнь и долгий 70-летний тернистый путь к заслуженному успеху – лишнее напоминание о том, что никогда не стоит унывать, что бы ни случилось.

Своему хрупкому телосложению (поначалу его рост составлял 4 фута 11 дюймов, или 149, 86 см) и удивительному голосу Джимми, к сожалению, обязан редкому генетическому заболеванию, под названием синдром Кальмана, при котором тормозится рост и половое созревание, что, впрочем, не помешало ему несколько раз жениться в будущем. А поначалу он рос в многодетной семье третьим ребенком из 10 братьев и сестер. Первый певческий опыт получил от своей матери, которая умела играть на фортепиано, а позже – обучался пению в церковном хоре. В 13 лет, когда пьяный водитель сбил его мать, он стал сиротой и оказался в приюте. А первый опыт профессионального пения он получил от кочевой жизни в палаточных шоу комедиантов в 40-х годах.

Национальная известность пришла к нему незамедлительно после исполнения хита «Everybody’s Somebody’s Fool» (1949), когда он был солистом в оркестре Лайонела Хэмптона. Однако всеобщему признанию таланта Джимми помешала кощунственная несправедливость, надолго парализовавшая карьеру уникального певца. Предрассудки производителей, неоднократно наносивших ему профессиональное оскорбление, на долгие годы сделали Джимми тайной для миллионов поклонников джазового искусства. И если на записанных с Хэмптоном пластинках его имя попросту не указывалось, то, к примеру, в хите Чарли Паркера «Embraceable You» голосу Джимми и вовсе было присвоено имя вокалистки Chubby Newsome.

И неизвестно, сколько бы еще Джимми Скотт своим талантом зарабатывал славу другим именам, если бы в начале 1960-х, пусть и ненадолго – удача не улыбнулась ему. Спасителем оказался Рэй Чарльз, очень хорошо понимавший, что значит быть не таким как все. Благодаря «дядюшке Чарльзу» (как называл его Джимми), в пропитанном мужским превосходством джазовом мире того времени ему удалось записать один из самых почитаемых альбомов в истории джаза – «Falling In Love Is Wonderful» (1963).

Однако продюсеры его родной студии, разгневанные его успехом на чужом лейбле, почти на корню оборвали карьеру Джимми. В результате, детище Рэя Чарльза и все последующие альбомы Малютки Джимми были полностью изъяты из продажи. А задушенный контрактными обязательствами певец бросил пение, вернулся в родной город, где в полной неизвестности почти 20 лет был вынужден зарабатывать на жизнь, чем придётся. Какое-то время он даже работал клерком по доставке товаров и лифтером в одном из отелей Кливленда.

Но сам Джимми относится к этому периоду своей жизни достаточно философски. «Не так давно вы даже не могли найти мои записи в магазинах», – говорит он в одном из своих интервью. «Некоторые люди даже думали, что я мертв. Но сегодня климат дружелюбнее для таких исполнителей, как я, или, к примеру, Тони Беннетт и Джонни Кэш: трубадуров, которым хватило выносливости и силы, для того чтобы выжить в жестоком мире бизнеса. Я думаю, что молодые слушатели в восторге от нас, потому что они были слишком загружены своими «бум-бум» и «бам-бам», которыми изобилует сегодняшняя музыка. Но теперь их вкусы созрели, и они ищут чего-то другого».

На самом деле созреванию вкусов нынешней молодежи своей популярностью Джимми Скотт обязан лишь отчасти, потому как триумфальному возвращению, к счастью для него, способствовала опять же «кривая усмешка судьбы». В 1991 году он пел на похоронах своего близкого друга и соратника Дока Промуса, который всю жизнь безуспешно боролся за его незаслуженно загубленную карьеру. Выступление Джимми на похоронах стало сенсацией, и именно там его пение услышал владелец лейбла «Sire Records» – Сеймур Стейн, подписавший с ним контракт прямо на месте. В 1992 году, при участии таких музыкантов, как Кенни Барон, Рон Картер и Дэвид Ньюмен, был выпущен альбом «All The Way», тут же принесший Джимми номинацию на премию «Грэмми».

Дальнейшая карьера Джимми Скотта – это его заслуженная награда за перенесенные страдания и искреннюю любовь, которой он всегда делился со слушателями. В 67 лет он начинает путешествовать с концертами по всему миру, представленный новой, благодарной аудитории, и привлекает своим талантом легионы молодых поклонников. Записывает множество потрясающих альбомов, среди которых – «Dream» (1994), потрясающий альбом в стиле госпел – «Heaven» (1996), «Holding Back The Years» (1998), получивший престижную награду в Японии от «Swing Journal» как лучший джазовый альбом года (2000).

В 1999 году на лейбле «Decca» были переизданы все его ранние записи, впрочем, как и все его записи с 1952 по 1975 годы, сделанные лейблом «Savoy». Начиная с 2000 года Джимми выпустил четыре великолепных диска на джазовом лейбле «Milestone», в том числе такие альбомы, как «Mood Indigo», где Джимми обращается к джазовым стандартам, и полный сентиментальной лирики «Over the Rainbow» (2001).

Кроме того, он появился в нескольких фильмах, в числе которых сериал «Твин Пикс», где он исполнил потрясающую композицию «Sycamore Trees», написанную Анджело Бадаламенти, а также снялся в художественной драме «Passion Play» с Микки Рурком. В 2004-м году в Японии была сделана запись великолепного живого концерта Малютки Джимми с его резервным квартетом под названием «The Jazz Expressions», вместе с которым на протяжении почти 15 лет он исколесил весь мир. В 2008 году Джимми дал двухдневное видеоинтервью для национального архива Смитсоновского института в Вегасе. А в 2012-м году о его жизни и творчестве был снят документальный фильм, под названием: «Поднявшийся над блюзом – История Джимми Скотта».

Явление его таланта – маленькое чудо, а пение его – большая благодать. И даже просто пением искусство Джимми слишком мало называть. Каждая песня в его устах – это откровение искусного рассказчика. История, которой невозможно не сопереживать, с которой так естественно и плакать и смеяться. История о самом сокровенном чуде, связь с которым никогда не потерять. Да что и говорить, сам малютка Джимми никогда не переставал верить в чудо, какие бы удары ни преподносила ему судьба. Благодаря этой способности он и сам творил чудеса, ведь его девиз был таков – никогда не сдаваться! Только в последние два года, в силу своего почтенного возраста, Джимми вынужден был прекратить выступления, и то в 2012 году – незадолго до своего ухода в мир иной, его можно было увидеть в составе судей «Independent Music Awards» – ежегодной премии в помощь начинающим, талантливым музыкантам.

Малютка Джимми Скотт скончался в своём уютном доме в Лас-Вегасе – 12 июня 2014 года. И в этот раз небеса были к нему благосклонны, послав сердечный приступ во сне…

Источник