Уошборд Сэм

15 июля 1910 года в графстве Лоренс (штат Арканзас) родился Washboard Sam (урождённый Robert Brown).

Сэм — фигура в мире блюза до некоторой степени необыкновенная в силу того, что свое творчество, связанное с использованием одного из простейших и не слишком характерных для блюза музыкальных инструментов – стиральной доски, он мог удерживать в рамках достаточно успешного в коммерческом смысле блюзового «мейнстрима». Это редкое, оригинальное сочетание послужило его популярности не только среди его современников, но также и среди тех ценителей его творчества, которых так много было в Европе значительно позже.

Часто высказывается предположение, что Роберт Браун был внебрачным сыном отца Big Bill Broonzy, в силу своей незаконнорожденности зарегистрированный под фамилией своего деда по материнской линии. Сам Брунзи в своей автобиографии подтверждает эту информацию, однако иным образом проверить этот факт сложно.

Большой Билл вспоминал: «Я впервые встретился с Сэмом в 1916 году… В 1918 году меня призвали в армию, и я не виделся с ним до 1925 года, когда он уже был большим. В 1931 году он появился в Чикаго и некоторое время жил у меня. Я поощрял его стремление петь и играть на стиральной доске и устроил ему несколько сеансов звукозаписи на лейбле «Victor». Это практически все, что известно о юности Сэма, кроме разве что еще того, что ребенком он работал на семейной ферме и имел склонность к музыке, а затем, когда ему было около 15 лет, уехал в Мемфис, где, за неимением более приличного музыкального инструмента, начал играть на стиральной доске в составе местных «джаг-бэндов».

В основном в качестве рабочего Сэм пережил Великую депрессию, а затем возобновил карьеру музыканта и переехал в новый центр блюза — Чикаго. Там он, будучи уже достаточно уверенным в своем исполнительском мастерстве, чтобы принять тесно увязанный с инструментом псевдоним, отыскал Большого Билла, который к тому времени уже добился определенных успехов на блюзовом поприще. Тот, в свою очередь, познакомил Сэма с Sleepy John Estes и Hammie Nixon, вместе с которыми — также как и с самим Большим Биллом — Сэм начал выступать на улицах Чикаго и на вечеринках.

В апреле 1935 года Сэм записал свою первую пластинку на 78 оборотов, следы которой ныне полностью утрачены. Двумя месяцами позже Большой Билл Брунзи взял его с собой на студию фирмы «Vocal ion», где Сэм, под псевдонимом «Ham Gravy», записал свой первый хит — «Mama Don’t Allow». На его записях партию гитары обыкновенно исполняет его «сводный» брат. Стиль Сэма — интересный баланс между сельским и городским блюзом, между хорошо поставленным вокалом в манере, напоминающей классический блюзовый вокал 20-х годов и грубым, приземленным звуком стиральной доски, нравился публике, и его записи имели успех.

С 1935 по 1949 годы Сэм выпустил около 160 пластинок на 78 оборотов. Такие хиты, как «I’m A Prowlin’ Groundhog» (1936), «Back Door» (1937), «Diggin’ My Potatoes» (1939), «River Hip Mama» (1942), «I’m Not The Lad» и «I’ve Been Treated Wrong» (1949) принесли ему популярность в среде чернокожих обитателей городских гетто, особенно в Чикаго, где его пластинки непременно входили в репертуар каждого музыкального автомата. Тем не менее, сам Сэм имел весьма ограниченный контакт со своей публикой и хотя иногда и выступал то в одном, то в другом клубе, отдавал предпочтение достаточно беспорядочному образу жизни. «Мне то и дело приходилось вызволять его из тюрьмы, — вспоминает Большой Билл. — Он постоянно влезал в передряги». » Сэм не играл в клубах, — добавляет Мемфис Слим. — Он делал записи, выступал на улицах — да, но не в клубах, а незадолго до смерти устроился работать ночным сторожем».

В 1942 году так называемый «Запрет Петрилло» прервал карьеру Сэма в грамзаписи — подобно тому, как это произошло и со многими другими музыкантами того времени. В годы вынужденного простоя Сэм был вынужден переквалифицироваться из блюзмена в полисмена по имени Роберт Браун. Когда же два с половиной года спустя запрет сняли, оказалось, что звёздный час Сэма уже прошёл.

Несмотря на то, что в период с февраля 1947 года по октябрь 1949 года Сэм записал еще несколько композиций, в творческом отношении он, по-видимому, уже сказал все что мог, и в быстро меняющемся мире тогдашнего блюза для него уже не было места. Кроме того, у него начались серьезные проблемы с алкоголем. Вскоре Сэм пропадает из поля зрения блюзовой публики. Он пребывал в полной безвестности до 1963 года, когда по документам он уволился из полиции города Чикаго.

В годы «Возрождения блюза» Сэм несколько раз выступил в некоторых клубах и барах Чикаго и даже совершил небольшое турне по Европе. Но здоровье было уже подорвано, и Сэм утратил интерес к музыкальному бизнесу.Вскоре, а именно 13 ноября 1966 года, он скончался в больнице Чикаго от сердечного приступа.

Обладая мастерством ремесленника высшей пробы, создающего прекрасное при помощи примитивных орудий труда, Сэм умел вдохнуть жизнь в самые невыразительные номера. Великий мастеровой блюза, он по праву заслуживает почетного места в ряду виднейших блюзменов.

Источник