Джон Херд

3 июля 1938 года родился Джон Хёрд (John Heard), художник и универсальный джазовый контрабасист, которого можно было услышать на концертных, фестивальных и клубных сценах всего мира. Он исполнял джаз на протяжении пяти десятилетий своей карьеры и сделал более 180 записей. Хёрд принял участие в создании четырнадцати альбомов Каунта Бейси, шести проектов с Луи Беллсоном, пяти дисков со скрипачом Жан-Люком Понти, пяти записей с Кенни Барреллом, трёх с Оскаром Питерсоном, трёх с Джорджем Дюком и двух с Колом Чейдером. Джон Хёрд также работал с Эллой Фицджеральд, Ахмадом Джамалом, Бенни Картером, Элом Джерро, Уэсом Монтгомери, Фредди Хаббардом, Декстером Гордоном и многими другими творцами джаза. В 1979 году он снялся вместе с Каунтом Бейси в фильме “The Last of the Blue Devils”.

Джон Хёрд родился в Питтсбурге (штат Пенсильвания) и вырос в Манчестере – одном из пригородов, расположенном на севере. Его детство пришлось на эпоху свинговых биг-бэндов 1940-х и времени би-бопа 1950-х – джаз и блюз окружали Джона со всех сторон. Мама водила его на джазовые концерты в Syria Mosque – “Мечеть Сирии”, превращённую в концертный зал, где часто проводились концерты Питтсбургского симфонического оркестра, а также самых разных музыкантов с мировым именем. Там Джон увидел и услышал Эллу Фитцджеральд, Дюка Эллингтона, басиста Рэя Брауна и многих других исполнителей джаза. Одна из его старших сестер играла ему блюзы Бесси Смит. Другая сестра “провела” его ещё дальше по миру музыки, “открыв” би-боп Диззи Гиллеспи и Чарли Паркера.

Джон Хёрд учился музыке и искусству в обычных государственных школах Питтсбурга. Уже в начальной школе он начал играть на альт- и баритон-саксофонах. В возрасте 14 лет, чтобы вступить в школьный
оркестр, он самостоятельно освоил контрабас, проигрывая записи его “бас-героев” – Чарльза Мингуса, Перси Хита, Рэя Брауна, Пола Чемберса и Эдди Шафрански. В возрасте 15 лет Хёрд присоединился к группе во главе с тринадцатилетним тромбонистом Нельсоном Харрисоном, которая назвалась «Beethoven BeBops». А примерно с 1954 года началась его уже профессиональная карьера как басиста.

В 1958 году Хёрд ушёл служить в армию. Его отправили в Германиию, и во время службы он параллельно работал в качестве художника-графика, проектируя плакаты и логотипы для различных армейских событий. Чтобы заработать дополнительные деньги, он также преподавал рисование жёнам офицеров. А по выходным Хёрд продолжал играть джаз в офицерских клубах.

После увольнения из армии в 1962 году, Джон Хёрд вернулся в Питтсбург и продолжил изучать искусство в Питтсбургском художественном институте. В 1963 году он стал членом квинтета саксофониста Джона Райта вместе с трубачом Чаком Остином, Роджером Хамфрисом на барабанах и Фредом Токсом на фортепиано.

В 1965 году в Буффало Хёрд встретил певца Джона Хендрикса (Jon Hendricks), которому был нужен басист для его группы. Восьмимесячный тур с Хендриксом закончился в 1966 году в Сан-Франциско, где Джон решил остаться. В Сан-Франциско он присоединился к группе в клубе “Half-Note”, играя с певцом Элом Джерро и пианистом Джорджем Дюком, который только что окончил школу. Хёрд сделал свою первую запись с квартетом Джорджа Дюка в 1966 году в знаменитом сан-францискском “клубе джазовых семинаров”. В 1967 году басист также работал с Уэсом Монтгомери, Сани Роллинсом и Рэнди Уэстоном.

В 1969 году, стремясь уйти от засилия наркотиков, царившего на музыкальной сцене Сан-Франциско, Хёрд и его жена Кэролин переехали в Лос-Анджелес. И в том же году басист сделал сразу несколько удачных записей. Музыкант работал с Шелли Манном и записал три альбома с Жан-Люк Понти. В марте 1969 года в джаз-клубе “Donte” был записан концерт “Live at Donte’s” с Джорджем Дюком на фортепиано и Аль Чекки на барабанах. А 27 сентября 1969 года был записан альбом “The Jean-Luc Ponty Experience With The George Duke Trio” с барабанщиком Диком Бёрком. Хёрд также отметился на ещё одном альбоме Джорджа Дюка 1969 года, “Save the Country”.

В 1972 году Джон Хёрд гастролировал с известным исполнителем латинского джаза Колом Чейдером (Cal Tjader) и появился на его альбомах «Descarga» и «TAMBU». Увидев выступление с Чейдером в Нью-Йорке, пианист Ахмад Джамал был очень впечатлён игрой басиста и нанял его для совместного тура в том же году. В 1974 году Хёрд начал работать с гитаристом Кенни Барреллом и появился на его альбомах «Stormy Monday» 1974 года и «Moon and Sand» («Луна и песок») 1979 года.

Став членом оркестра Каунта Бейси в 1974-м, Джон Хёрд гастролировал с ним по ноябрь 1976 года. Его можно услышать на нескольких записях Бейси 1970-х и начала 1980-х годов, в том числе и на тех, которые были сделаны по время сотрудничества Бейси с Оскаром Питерсоном: “Time Keepers”, “Night Rider” и «Yes Sir».

Свой первый сольный проект в качестве лидера музыкант записал в 1983 году на маленьком лейбле ITJ. Назывался альбом “Back to Back” (“Спина к спине”). Второй сольный альбом Джона Хёрда, двойной CD-диск “The Jazz Composer’s Songbook” был выпущен на лейбле “Straight Ahead” в 2005 году.

Джон Хёрд также талантливый художник и скульптор. Он стажировался в живописи в “Музее искусств Карнеги” и в художественном институте Питтсбурга. Его любимым хобби было делать наброски во время гастролей и записей. В 1974 году журналом “Guitar Player” были опубликованы сделанные Джоном эскизы портретов шести легендарных гитаристов. А портрет Дюка Эллингтона, нарисованный Хёрдом, был использован в качестве обложки программы джазового фестиваля Монтерей 1974 года. В 1985 году Хёрд начал заниматься скульптурой и в 1988 году даже ушёл из музыкального бизнеса, чтобы посвятить всё своё время живописи и скульптуре. За время своего четырёхлетнего перерыва в музыке он получил признание как состоявшийся талантливый художник, особенно благодаря портретам знаменитых музыкантов – Эллы Фицджеральд, Каунта Бейси, Лестера Янга, Зута Симса, Фрэнка Розолино, Бесси Смит, Билли Холидей и Джимми Блэнтона. А среди его скульптурных творений есть бюсты Дюка Эллингтона, Билли Экстайна и Луи Армстронга.

Джон Хёрд вернулся в джаз в 1990-х годах: он вновь начал выступать и принял участие в записях таких ярких джазовых исполнителей, как Гари Фостер, Бенни Картер, Ахмад Джамал, Мел Мартин. В настоящее время басист продолжает радовать своим исполнением публику Лос-Анджелеса, часто появляясь по пятницам и субботам в легендарном джазовом клубе “Charlie O’s Jazz Club”.

Источник