Стэнли Кларк

Великий американский бас-гитарист Стэнли Кларк родился 30 июня 1951 года в городе Филадельфия, штата Пенсильвания.

Кларк – личность незаурядная: он композитор, «пионер» и непревзойдённый мастер слэп-фанковой техники игры на бас-гитаре, разносторонне одарённый музыкант, виртуозно владеющий акустическим контрабасом и бас-гитарой, мультиинструменталист (играет на контрабасе-пикколо, теноровом контрабасе, электроконтрабасе, виолончели, скрипке, фортепиано, тенор-саксофоне, синтезаторе, органе, электроклавишных, ударных). Как и многие другие одарённые музыканты, Стэнли начал заниматься музыкой с раннего детства.

К бас-гитаре Стэнли пришёл не сразу (впрочем, как и многие известные басисты: например, Банни Брюнелл начинал как гитарист, но научился играть на контрабасе за неделю, когда это понадобилось его группе; так же к этому инструменту пришёл и Рокко Престиа, которого привело в недоумение замечание его друга о том, что ему нужно попробовать себя на басу). Стэнли опоздал на распределение инструментов в школе, и ему достался акустический бас. Он и по сей день остаётся его любимым инструментом.

Будучи старшеклассником, Стэнли Кларк уже профессионально играл в составе нескольких групп родного города. Отучившись в местной музыкальной академии, двадцатилетний Стэнли уезжает в Нью-Йорк, где начинает играть с такими величинами, как Хорас Сильвер, Арт Блейки, Декстер Гордон, Чик Кориа, Гил Эванс, Стэн Гетц, Джо Хендерсон. С Кориа он продолжал работать в составе его группы «Return to Forever». Правда, это не помешало ему выпустить несколько своих альбомов. Его игра на бас-гитаре в «School Days»(1976) позволила занести эту пластинку в коллекцию лучших записей жанра фьюжн. В 1977 году он и Джордж Дюк формируют фанк-группу «Clarke/Duke Project». В этот период он отдаёт приоритет сочинению музыки для фильмов и на время отдаляется от мира джаза в сторону коммерческой музыки. Кстати, на этом поприще он достигает значительных успехов – им написано большое количество саундтрэков к различным кинофильмам, сериалам и телешоу.

Очень интересны и самобытны совместные проекты Кларка с другими музыкантами, среди которых представители разных жанров: Рон Картер, Тони Уильямс, Херби Хэнкок, Гэри Бёртон, Стюарт Коупленд, Джефф Бэк, Рон Вуд, Мирослав Витуш, Ларри Карлтон, Билли Кобхэм, Ленни Уайт, Эл ДиМеола, Жан-Люк Понти, Бэла Флек и многие другие. Отдельно стоит упомянуть проект «SMV», в котором объединились Стэнли Кларк, Маркус Миллер, Виктор Вутен – лучшие из лучших в мире бас-гитары.

Вклад Стэнли Кларка в развитие баса трудно переоценить. Он официальный создатель пикколо и тенор-баса. Наряду с Жако Пасториусом он принадлежит к числу инициаторов введения электрической бас-гитары в современный джаз: использовав её в сольной импровизации, тем самым он значительно расширил её амплуа и открыл новые выразительные возможности этого инструмента. Всегда сочетая в своей творческой практике интерес к джазу и рок-музыке, Кларк осуществил их разнообразный синтез (нередко с тенденцией к блюз-року и соул-стилистике), активно экспериментировал с ладами и ритмами испано-цыганского (андалусийского) фламенко и музыкальным материалом других этнических культур. Разработал и применил новые методы электронного преобразования звука, использовал эффекты многодорожечной записи. То, как играет Стэнли Кларк – это «учебное пособие» игры на бас-гитаре для поклонников этого инструмента во всем мире.

Источник