Дейв Грусин

26 июня 1934 года в Литлтоне (штат Колорадо) в музыкальной семье родился Robert David «Dave» Grusin – пианист, композитор, аранжировщик, продюсер и автор музыки к более чем 100 фильмам и телесериалам, обладатель многочисленных премий, в том числе «Оскарa» и «Грэмми». Отец Дэйва Грузина, Генри, уехал из Риги примерно в 1913 году, затем работал ювелиром и часовых дел мастером, помимо этого увлекался игрой на скрипке. Мать – Розабель Грусин (в девичестве Де Пойстер), американка по происхождению, была пианисткой. Помимо Дэйва, в семье было ещё двое детей, и брат Дон (vk.com/wall-43416763_43899) впоследствии также стал известным музыкантом.

Несмотря на привитую с детства любовь к музыке, Дэйв поначалу не стремился стать музыкантом и после окончания в 1956 году университета Колорадо планировал стать ветеринаром. В своих интервью он упоминал, что решил заняться джазом по большей части из-за того, что чувствовал некоторую вину перед отцом: тот много вкладывал в музыкальное образование сына. В 1959 году Дэйв переехал в Нью-Йорк и поступил в Манхэттенскую музыкальную школу.

Точкой отсчёта музыкальной карьеры Грусина принято считать 1959 год, когда он присоединился к оркестру Энди Уильямса. С 1963 по 1965 годы он работал дирижёром в «Шоу Энди Уильямса». Именно в этот период он познакомился с Ларри Розеном – будущим сооснователем компании GRP. Тогда же Грусин записал свои первые альбомы в составе трио с Милтом Хинтоном и Доном Лэммондом, в том числе «Subways Are For Sleeping» и «Piano, Strings and Moonlight». Грузин успел поработать в биг-бэндах Бенни Гудмана, Тэда Джонса/Мела Льюиса, аккомпанировал Саре Вон, Кармен Макрей и своей будущей жене – вокалистке Рут Прайс.

В конце 60-х Дэйв Грусин начал писать музыку к фильмам, первым из которых стал «Развод по-американски» (1967). Первое профессиональное признание ему принесла работа над фильмом «Выпускник» (1969) – Грузин был удостоен премии «Оскар» в категории «Лучший саундтрек к фильму». После этого он стремительно начал набирать популярность в качестве кинокомпозитора, особенно часто к нему обращался Сидни Поллак. Музыку Грусина можно услышать в таких фильмах Поллака, как «Три дня Кондора», «Бобби Дирфилд», «Электрический всадник», «Без злого умысла», «Тутси», «Гавана», «Фирма» и «Паутина лжи».

Помимо композиторской деятельности, Дэйв занимался аранжировками для Пегги Ли и Сержио Мендеса, с которым работал в 1965 году в Бразилии, а также для Гровера Вашингтона, Эла Джерро, Барбары Стрейзанд и Донны Саммер. Интерес к латиноамериканской музыке и бразильской культуре позднее свёл его с другим набиравшим популярность музыкантом — Lee Ritenour, с которым у них завязалась крепкая дружба и долговременное сотрудничество. Их самый успешный совместный альбом «Harlequin» был выпущен в 1985 году и получил премию «Грэмми» в номинации «Лучшая инструментальная аранжировка».

Работая с огромным количеством музыкантов на разных лейблах (в том числе «Blue Note», «RCA» и «CTI»), Грусин с Розеном задумали создать собственную звукозаписывающую студию. В 1978 году она получила название «GRP Records», что расшифровывалось как «Grusin/Rosen Productions». Лейбл давал полную свободу артистам, не ограничивая их жанровыми рамками; другой заслугой «GRP» стали достижения в области цифровой записи и производства компакт-дисков. Самыми известными музыкантами, записывавшимися на «GRP», были Чик Кориа, Michael Brecker, Стив Гэдд, Анджела Бофилл и многие другие. Таким образом, «GRP Records» являлась одной из передовых джазовых студий своего времени. Позднее она была куплена «Universal Music Group».

В 1988 году Грусин получил почётную степень доктора искусств музыкального колледжа «Бёркли», а годом позже удостоился аналогичного звания в музыкальном колледже университета Колорадо. В 1991 году музыкальная ассоциация «Sinfonia» присвоила ему звание «Man of Music» – «Человек Музыки».

В сентябре 2000 года Ли Ритенур и Дэйв Грусин отпраздновали выход своего совместного альбома «Two Worlds». Во время презентации диска велась веб-трансляция, которую организовал Сидни Поллак в доме Ритенура в Малибу. К дуэту присоединился ансамбль из 20 музыкантов, и все вместе они исполнили материал с презентуемой пластинки.

С 2000-х Грусин сосредоточился на сольных проектах, сочинении джазовой музыки и гастролях в поддержку новых альбомов.

Источник