Радка Тонеф

25 июня 1952 года родилась удивительная норвежская джазовая певица, обладательница волшебного голоса – Эллен Радка Тонефф. Несмотря на то, что уже больше тридцати лет прошло с тех пор, как она покинула наш мир, Радка до сих считается одной из самых выдающихся певиц Норвегии.

Тонефф занимает особое место в джазовой истории Норвегии. Ее чувственность и выразительность, вкупе с чувством меры и особым вниманием к текстам исполняемых песен, произвели особое впечатление на многих слушателей. В своей музыке Тонефф объединила многое – музыкальное наследие своего отца (болгарского фолк-певца), джаз и рок, благодаря чему она стала легендой как в Норвегии, так и за ее пределами.

Радка родилась в 1952 в Осло, но выросла в Оппергоре. С музыкой ее познакомили родители – отец, который был певцом и очень известным радиоведущим в Болгарии, откуда переехал в Норвегию, и мама – пианистка. С 1971 по 1975 годы Радка училась в Норвежской музыкальной академии в Осло, собираясь стать преподавателем фортепиано. Одновременно с этим она выступала в составе джаз-роковой группы «Unis». После окончания академии и до 1980-го года у нее был собственный квинтет с непостоянным составом, в который в разное время входили Арильд Андерсен, Йон Кристенсен, Йон Эберсон и Йон Балке. С 1979 года Радка сотрудничала со Стивом Доброгошем, а в 1980-м участвовала в отборочном туре на Евровидение с песней «Паркен» Уле Пауса.

Радка очень тщательно выбирала песни для своего репертуара, избегая популярных песен, тексты которых она считала «бессмысленными» – она не верила в себя как в певицу, если не верила в то, что она поет. Именно поэтому, копируя в юности по много часов подряд Сару Вон, Эллу Фицджеральд и Билли Холидей и разрабатывая свой стиль на основе этого, Радка не исполняла песни из репертуара этих великих певиц. Также она известна своей фразой «Я всё делаю неправильно – и мне это нравится!» – это значит, что в исполнении техника – не главное, а главное – душа.

Радка Тонефф стремилась быть не просто певицой в джазовом ансамбле, но музыкантом среди музыкантов. Алекс Риэль, барабанщик, игравший с Тонефф в последние годы ее карьеры, рассказывал, что ни у какой другой певицы не было такого чувства такта. Он вспомнил старую шутку про вокалисток: «Откуда ты знаешь, что за дверью стоит певица? У нее нет ключа и она не знает, как войти» – подразумевается, что многие певицы чувствовали себя растерявшимися, если кто-то из музыкантов играл длинную импровизацию, и не могли понять, когда именно им надо вступить. Так вот, Алекс подчеркивает, что к Радке эта шутка не имела никакого отношения! Даже если она стояла во время исполнения спиной к Алексу, между ними не было визуального контакта и он не мог подать ей знак об окончании соло, он мог импровизировать сколько угодно, и все равно Радка вступала именно тогда, когда надо – ни долей раньше или позже.

В 1977 году Радка получила награду «Spellemannsprisen» в категории «Лучший вокал» за альбом «Winter Poem», а в 1982 году получила «Buddypris» от Норвежской Ассоциации Джаза – увы, посмертно. Официально считается, что Радка Тонефф в возрасте 30 лет совершила самоубийство. Хотя многие ее друзья считают, что на самом деле это был несчастный случай…

Радку Тонефф до сих пор помнят и любят в Норвегии. В 2011 году ее альбом «Fairytales» (1979) был признан лучшим альбомом, выпущенным в Норвегии. Все джазовые певицы Норвегии так или иначе были поклонницами ее таланта. Читая и перечитывая совсем небольшое количество доступной информации о её жизни, слушая и переслушивая песни с волшебным, невероятным голосом, остаётся лишь гадать, каких высот она могла бы достичь, если бы её карьера не закончилась так быстро…

Источник