Билл Уотраус

8 июня 1939 года в Мидлтауне (штат Коннектикут) родился Уильям Рассел «Билл» Уотрус Третий (William Russell «Bill» Watrous III), которого считают одним из лучших джазовых тромбонистов последних десятилетий и по уровню технического мастерства, и по изобретательности и лёгкости его импровизаций.

С инструментом Уотруса ещё в детстве “познакомил” его отец, который тоже был тромбонистом. Подростком Билл играл традиционный джаз в местных коллективах, в после службы во флоте более серьёзно учился музыке вместе с пианистом и композитором Хёрби Николсом. А первым профессиональным ангажементом тромбониста стали выступления в составе бэнда трубача Билли Баттерфилда.

В 1960-х карьера Уотруса бурно развивалась. Быстро завоевав уважение коллег своей превосходной техникой и очень красивым звуком, он получил возможность играть и записываться с самыми интересными музыкантами того времени, включая Мейнарда Фергюсона, Вуди Германа, Куинси Джонса, Джонни Ричардса, Кая Уиндинга. С 1965 по 1968 годы он также играл в домашнем оркестре шоу Мёрва Гриффина.

В 1971 году Уотрус сотрудничал с большой джаз-фьюжн группой “Ten Wheel Drive”. В 70-е же тромбонист сформировал и свой собственный бэнд, «The Manhattan Wildlife Refuge Big Band», с которым выпустил два очень успешных альбома для лейбла “Columbia Records”. Впоследствии Уотрус дал бэнду новое, более лаконичное название – «Refuge West» (“Бегство на Запад” или “Западное убежище”) и сам, следуя новой концепции, перебрался на запад, в Калифорнию, в Лос-Анджелес, где живет и по сей день.

После 1980-х Билл Уотрус продолжал работать как бэнд-лидер, студийный музыкант и активно выступал в различных джазовых клубах. В 1983 году в сотрудничестве с Аланом Рафом он издал книгу “Trombonisms” – учебное пособие, рассказывающее о различных приёмах, стилях и техниках игры на тромбоне.

В течение всей своей карьеры Уотрус записывался и как солист, и как лидер своего бэнда, и как участник всевозможных оригинальных комбо. Очень известной стала его интерпретация баллады Джонни Мандела “A Time For Love” в аранжировке Sammy Nestico, которую он записал в 1993 году на одноименном альбоме в сопровождении биг-бэнда с большой струнной секцией. Среди интересных работ Уотруса последних лет – переиздание в 2001 году превосходного материала, записанного в 1984 году с тромбонистом Карлом Фонтаной, а также альбомы, созданные в сотрудничестве с ещё одним тромбонистом и аранжировщиком, Робом Стоунбеком, и его биг-бэндом – “Mad to the Bone” (2004) и “Bare Bones” (2009).

Музыкант продолжает выступать, записываться, устраивать образовательные “клиники”, а также преподавать на факультете музыки в Университете Южной Калифорнии – в “Thornton School of Music”.

Сам Билл Уотрус характеризует свой стиль исполнения как «боп-ориентированный». Послушав его соло, можно убедиться, что сложные технические приёмы и темп игры, действительно, могут – и должны, как в его игре, – не звучать набором нарочитых эффектных украшений, но превращаться в удивительно слитный сплав эмоций, в живые интонации, в свободный, понятный каждому слушателю разговор или историю.

Источник