Самые популярные джазовые мюзиклы в истории

Музыкальные фильмы можно считать самостоятельным видом искусства. Сойдя со страниц сценария, истории оживают на театральной сцене и в кинокартине режиссера.

Джаз как музыкальный жанр имеет право быть не только сыгранным, но и спетым. Популярные джазовые мюзиклы – одно из лучших явлений в его истории. Постановки, у которых, на первый взгляд, не было будущего на большой театральной сцене, оказались легендарными американскими шедеврами.

Представляем вам самые известные музыкальные фильмы в стиле джаз и блюз, которые сошли с подмостков Бродвея и покорили весь мир.

 

«Вестсайдская история» (West Side Story)

Режиссер Роббинс, писатель Лорентс и композитор Бернстайн решили немного «перекроить» печальную повесть о влюбленных Шекспира на современный лад. В 1950-е годы в США периодически вспыхивали конфликты между евреями и католиками, и решено было главных героев сделать членами этих враждующих семей.

Финансовые трудности заставили авторов отложить работу. За несколько лет вражда «католики-евреи» уже пошла на спад, и сценарий переписали, сделав юношу из семьи белых эмигрантов, а девушку – из «латиносов». И опять нет денег, поиски инвесторов. Спасли положение продюсеры Гриффит и Принс.

В сентябре 1957 года премьера вызвала восторг зрителей – «Вестсайдская история» была показана 732 раза, ее выдвинули на получение премии «Тони», но жюри сочло мюзикл слишком грустным.

1961 год поднял спектакль на новую волну популярности – по нему сняли фильм. Натали Вуд, Рита Морено, Ричард Беймер – далеко не полный список звезд, которые позволили фильму получить 10 «Оскаров»!

В 2009 году Лорентс, которому был уже 91 год, возобновил мюзикл на сцене. Он не только вернул к жизни спектакль, но и кое-что в нем поменял – часть либретто теперь идет на испанском.

 

«Чикаго» (Chicago)

Счастливчики, сумевшие попасть в 2002 году на первую российскую премьеру «Чикаго», где блистали Филипп Киркоров и Лолита Милявская, наверное, не подозревали о почти столетней истории спектакля.

Начиналось все так: студентка Иельского университета Морин Даллас написала «Чикаго» как курсовую работу, и ее чуть не «зарубили». Профессор факультета драматического жанра с негодованием высказал Морин, что пьеса богохульна и безнравственна.

Даллас несмотря на это рискнула отнести спектакль на Бродвей, и в декабре 1926 года началось триумфальное шествие мюзикла по американским сценам – он был показан 182 раза.

Две женщины убили мужей из ревности, и, казалось бы, жестокий приговор неминуем. Эти скандальные процессы реально проходили в 1920-е годы в США, и по обоим был вынесен оправдательный приговор.

Джазовые мюзиклы – это особая магия, живой диалог со зрителем. Однако не только в «Чикаго» можно встретить описанный сюжет. В 1942 году по спектаклю был снят фильм «Рокси Харт», а в 1975-м блестящий бродвейский постановщик Форси переработал старый вариант «Чикаго» и создал шоу со стилизацией под Америку 1920-х.

В таком виде «Чикаго» успешно продолжает показы по всему миру, но музыкальные критики теперь предпочитают его называть не мюзиклом, а водевилем (учитывая подачу материала и стиль).

 

«Поющие под дождем» (Singin’ in the Rain)

Стенли Донен и Джин Келли сначала сняли одноименный фильм в 1952 году, и, он по мнению критиков, продолжал оставаться в прокате только за счет шикарной хореографии и отличной музыки – уж очень был прост сюжет, да и «сырой» сценарий оставлял желать лучшего.

Фильм постепенно был забыт и ушел бы на полки архивов кино навсегда, если бы не Бетти Кодмен и Адольф Грин. В июне 1983 года в Лондоне состоялась премьера их одноименного мюзикла.

История бывшей звезды немого кино Дона Локвуда, который вдруг оказывается не у дел (в киноиндустрию пришел звук), была взята на вооружение и Бродвеем. В 1986 году сильно переработанный вариант был предложен вниманию зрителей, и в таком виде он шел почти непрерывно 405 раз.

В 2015 году «Поющие под дождем» добрались и до России. В спектакле принимали участие как российские, так и английские актеры.

 

«Порги и Бесс» (Porgy and Bess)

Несчастная любовь и наркотики, конфликты между белыми и черными, убийства и похищения – опера «Порги и Бесс» богата на драмы. Стиль спектакля одним словом определить трудно, критики его называют «джазово-блюзовой оперой».

Книга Хейуорда «Порги» так понравилась американскому композитору Джорджу Гершвину, что написанная им по роману опера стала вершиной его творчества, тем самым пополнив войдя в лучшие джазовые мюзиклы в истории. Первый вариант спектакля был слишком длинным (больше 4 часов), потому опера перекраивалась и укорачивалась несколько раз.

В этой работе Гершвину очень помог брат Айра, тоже композитор. На Бродвее опера увидела свет в 1935 году. Зрители стоя аплодировали актерам – так сильно «Порги и Бесс» пришлась им по душе, а сам Морис Равель удостоил спектакль звания «прекраснейшей оперы».

Популярной в джазе опера«Порги и Бесс» стала в исполнении Эллы Фицджеральд и несравненного Сэчмо – Луи Армстронга.

Спектакль – не только о взаимоотношениях разных рас: он помог стране, где был написан, в борьбе с расовыми предрассудками. В 1936 году в Вашингтоне перед премьерой оперы руководители Национального театра были вынуждены уступить возмущению публики и пустить в зал не только белых зрителей (до этого «черные» туда не допускались). Так, «Порги и Бесс» стал первым спектаклем за историю Америки, где зрителями были лица обеих рас.

 

«Весь этот джаз» (All That Jazz)

Боб Фосси, один из создателей мюзикла «Чикаго», во время работы над этим спектаклем заработал сердечный приступ. На больничной койке, размышляя о трудностях режиссерского бытия, Фосси вдруг подумал – а не снять ли фильм про себя, про алкоголь и похмелье, про конфликты в семейной жизни, про мучительные попытки создать новый шедевр.

Главный герой мюзикла «Весь этот джаз» умирает в конце фильма и в бреду видит триумфальную премьеру своего мюзикла. Сюжет оказался печально пророческим – Фосси пережил свое творение всего на 7 лет и умер от инфаркта, почти закончив следующий фильм.

Приз фестиваля в Каннах и 4 «Оскара», Золотая пальмовая ветвь, премия BAFTA, Золотой глобус – краткий список наград, собранных фильмом к 1980 году.


«Увольнение в город» (On the Town)

«Увольнение в город» – русский вариант названия веселого и легкого американского музыкального фильма. On the Town вошел в официальную 20-ку лучших экранизированных мюзиклов ХХ столетия.

Композиторы Бернстайн и Роббинс сначала написали балет «Матросы на берегу», потом они же переделали его в одноименный музыкальный спектакль, а в 1949-м году был снят фильм.

История про трех друзей-моряков, получивших суточное увольнение на берег и желающих «оторваться по полной» в 1950 году была удостоена премии «Оскар». В том же году BATFA (Британская академия искусств кино и телевидения) отдала картине номинацию «Лучший фильм года».

Одну из главных ролей исполнил Фрэнк Синатра – любимец миллионов девушек и молодых людей в эпоху популярности «мяукающего» джаза – крунинга.

Источник