Ди Ди Бриджуотер

История сегодняшней титулованной героини дня – Ди Ди Бриджуотер (Dee Dee Bridgewater) – началась с её рождения в Мемфисе (штат Тенесси) 27 мая 1950 года. Казалось бы, все истории начинаются с рождения, но далеко не каждый способен, словно художник на холсте, писать в своей жизни уникальную карьеру так, как это делает она, но только не рисует, она её – поёт, и поёт так, что признана современниками одной из лучших джазовых вокалисток своего поколения.

Обладательница обворожительного альтового голоса, актриса, автор песен и просто удивительная женщина – Ди Ди Бриджуотер сумела создать своё собственное уникальное видение джазовых стандартов. А смелость, с которой она интерпретирует хиты джазовых кумиров прошлого, вызывает восхищение, ведь создать свою аллею на проторенной тропе – гораздо более серьёзная ответственность, чем пробивать дорогу там, где ещё никто не ступал. Она рисковала и не боялась начать жизнь с чистого листа, но этот риск оказался оправдан. Сегодня она обладательница множества почётных наград (в том числе трёх премий «Грэмми»), посол доброй воли ООН и единственная американка, принятая в Высший Совет Франкофонии, то есть, фактически – посол культуры Франции.

А в детстве, проходившем во Флинте (штат Мичиган), Денис Эйлин Гаррет, ласково прозванная в семье Ди Ди, росла в обволакивающей джазовой ауре. Слушала звуки трубы её отца, Мэтью Гарретта (не только первоклассного трубача, но и преподавателя, в воспитанниках у которого были Букер Литтл, Чарльз Ллойд и Джордж Коулман), и наслаждалась обворожительным голосом Эллы Фицжеральд, которую просто обожала слушать её мать. Неудивительно, что Ди Ди просто обожала петь и, по словам матери, овладела скэтом ещё до того, как научилась говорить, а впоследствии, обучаясь в школе, с лёгкостью нашла применение своим талантам, организовав собственное вокальное трио, поющее, правда, рок и ритм-энд-блюз.

В конце 60-х годов она даже пробовалась для записи на лейбле «Motown Records» как поп-вокалистка, но, получив отказ из-за своего юного возраста, потеряла интерес к поп–музыке. И в 1969 году, после успешного выступления на фестивале в университете Иллинойса в Урбане-Шампейне, по предложению директора университета Джона Гарви отправилась в шестимесячный тур по СССР в составе студенческого оркестра. В следующем году она познакомилась со своим первым мужем – трубачом Сесилом Бриджуотером и после свадьбы переехала в Нью-Йорк, где Сесил играл в группе Хораса Сильвера, музыкой которого она бредила с 15 лет. К слову, исполнить одну из его мелодий было её заветной мечтой, однако Сильвер, считавший, что ей ещё рановато петь его композиции, отговорил её.

Но карьера Ди Ди сделала новый виток уже в 1972-м году, когда она прошла успешное прослушивание в оркестр Тэда Джонса и Мела Льюиса – один из ведущих биг-бэндов того времени. А их 4-летнее сотрудничество с Джонсом и Льюисом подарило ей уникальную возможность записываться в студии вместе с Сани Роллинсом, Диззи Гиллеспи, Декстером Гордоном и Чиком Кориа. Следующим её шагом был бродвейский мюзикл «Волшебник страны Оз», в котором она исполняла роль Глинды (1974-76 годы), за что была награждена театральной премией «Тони». А её удивительное исполнение песни «If You Believe», по словам Ника Эшфорда, «воплощало мечту целого поколения и дарило людям надежду».

После этого успеха, по-настоящему поверив в себя, Ди Ди пробовала свои силы в качестве сольной исполнительницы, записав с 1974 по 1979 годы четыре сольных диска. Однако в целом реакция на её альбомы оказалась прохладной, и певица, находившаяся ещё в поисках своего собственного исполнительского стиля, осталась недооценённой, но вовсе не побеждённой. Ведь у неё был блестящий актерский талант, который принес ей множество приглашений в ведущие театры Токио, Лос-Анджелеса, Парижа и Лондона. Поэтому, после гастролей с мюзиклом «Sophisticated Ladies» в 1984-м, в 1986-м она решает перебраться в Париж и начать жизнь с чистого листа, занявшись актёрской карьерой.

Тут, кстати, необходимо оговориться, что на её выбор повлияло несколько обстоятельств: во-первых, предложение сыграть в спектакле «Lady Day» о Билли Холидей, за роль в котором она была номинирована на Премию Лоуренса Оливье; во-вторых, город безумно понравился её дочери; а в-третьих, она встретила там своего третьего мужа. И именно во Франции она раскрылась ещё более глубоко, блестяще сыграв главные роли в некоторых известных спектаклях, и стала первой чернокожей актрисой, приглашённой на роль Салли Боулз в мюзикле «Кабаре». Кроме того, с французским певцом и композитором Шарлем Азнавуром она создала телевизионное шоу, собрала собственный джазовый ансамбль и с успехом исполняла песни из репертуара Эдит Пиаф, Жака Бреля и других мастеров французской эстрады.

За 4 года в Париже Ди Ди заглянула в студию лишь однажды – в 1989-м, записав альбом «Live in Paris». Однако творческие амбиции не позволяли ей остановиться на достигнутом, и в 1990-м она совершила триумфальное джазовое возвращение в США, выступив на джазовом фестивале в Монтрё, и окончательно покорила свою родину американским релизом «Keeping Tradition» (1993). В 1994-м долгожданное сотрудничество с её давним кумиром Хорасом Сильвером привело к записи «Love and Peace: A Tribute to Horace Silver». В 1996-м она записала «Prelude to a Kiss: The Duke Ellington Album» – альбом, посвящённый таланту Дюка Эллингтона. А 1998 году изумительный альбом «Dear Ella» (конечно, Фицжеральд) приносит «Грэмми» сразу в двух номинациях: «Лучший джазовый вокальный альбом» и «Лучшее инструментальное сопровождение вокалиста».

В 2002 году Ди Ди продолжила признаваться в любви кумирам прошлого, исполнив песни Курта Вайля в альбоме «This is New». В 2005-м, в альбоме «J’ai Deux Amours», в её исполнении прозвучала французская классика. Следующий потрясающий альбом, с участием многочисленных музыкантов из западноафриканской страны Мали – «Red Earth» (2007), стал настоящим культурным событием. А её альбом «Eleanora Fagan (1915–1959): To Billie with Love From Dee Dee Bridgewater» (2010), посвящённый великой Билли Холидэй, вновь выиграл «Грэмми».

Сейчас Ди Ди Бриджуотер (кстати, мать трёх замечательных дочерей, средняя из которых, Чайна Мозес, – известная певица и виджей MTV Франции) полна сил и творческого потенциала. Совсем недавно, в 2011 году, она выпустила обобщённый сборник джазовых стандартов, куда вошли, к примеру, такие композиции, как «Angel Eyes», «Lonely Woman» Хораса Сильвера, а также «L’Hymne a la Amour», исполненная Эдит Пиаф и выпущенная самой Ди Ди только в качестве бонус-трека к альбому «J’ai Deux Amours».

Как посол доброй воли ООН, певица разъезжает по странам третьего мира со своей благотворительной миссией. Она следует и плотному мировому гастрольному графику, время от времени навещая свои дома в Париже, а также Хендерсоне и Лас-Вегасе. Её выступления проходят на одном дыхании для многочисленных поклонников по всему миру, в то время как сама Ди Ди с иронией упоминает о своём эгоистичном стремлении экспериментировать с музыкой, замечая: «…если даже мне удастся тронуть одного человека, этого уже будет достаточно. Я пою для людей, которые открыты, которые готовы выслушать меня, и мне не важно, будет их миллион или гораздо меньше».

Источник