Как известно, для «полного джаза», в первую очередь, нужны дудки! Трампеты-кларнеты-саксофоны – не важно, лишь бы дудело, сипело, выло – и свинговало! А уж если всё это делается в ритме танго — не обварить бы ноги от восторга! Именно так зажигает Хавьер Жиротто, который родился 17 апреля 1965 года в Аргентине, в Кордобе.
Хавьер родился, видимо, с дудкой в руках, потому что уже в восемь лет оказался на сцене, с малым кларнетом в зубах, в составе банды малолетних музыкантов под названием “Infanto Juvenil”, под предводительством родного дедушки A.L.Caroli. Затем он успел побарабанить в уличной команде, а к десяти годам в составе пригородного оркестра “Villa del Rosario” вернулся к кларнетам, увеличивая их размеры по мере собственного возрастания. С шестнадцати лет, уже с саксофоном, Хавьер кочевал по городским оркестровым группам. В поисках музыкального материала и уроков джазового саксофона добрался до Буэнос-Айреса, повсюду попутно убеждаясь, что выбранный им инструмент — большая редкость в Аргентине.
Пришлось взяться за дело самому, и Хавьер начал собирать в Кордобе собственные группы, играющие околоджазовые или «контаминированные» джазом программы. Стилистика создаваемых «квартетов» была довольно разнопланова, но группы быстро скатывались к более коммерческим стилям – джаз был не в почёте. Тогда юный джазофил записался в музыкальную школу “Conservatorio Provincial De Cordoba” и через пять лет закончил её по специальностям «классическая флейта» и «классический кларнет» – за неимением саксофонного класса. В эти годы Хавьер работал с группой “Vertiente”, мучительно сливая джаз с фольклором. В результате группа перебралась в Париж, а маэстро остался укреплять джазовую компоненту местных фьюжн-групп “Jazz 440” и “Jam” и джаз-квартетов “Enzo Piccioni” и “Juan C. Cialella”.
В девятнадцать лет Girotto посетил в Буэнос-Айресе семинар музыкального колледжа Беркли и был награжден правом обучения в Бостоне. Как мы знаем, Северная Америка – «рассадник» джаза, и талантливому юноше удалось поучиться импровизации и саксофонизации у мастеров – Joseph Viola, Bill Pierce, George Garzone, Hall Crook и Jerry Bergonzi. Улучшению навыков композиции и аранжировки способствовали выступления с Danilo Perez, George Garzone, Hall Crook, Bob Moses, Herb Pomeroy. В составе различных бэндов латинского джаза Girotto прочесал всё Восточное побережье. А в 25 лет он отправился посетить родину предков Италию и влюбился в Рим, решив остаться там навсегда.
Он снова начал играть в оркестрах латинского уклона с прицелом создать собственную джазовую группу. Первая попытка была сделана в 1992 году, совместно с Horacio “El Negro” Hernandez, и называлась “Tercer Mundo”. Состав включал фортепиано, перкуссию, ударные, бас, трубу и саксофон. Одновременно писались новые композиции и аранжировки для квартета “Six Sax”. Под этим именем и был записан первый CD с Bob Mintzer и Randy Brecker в качестве приглашённых звезд.
Следующий проект, созданный в 1994 году, существует и по сей день – это квартет “Aires Tango”. Основное направление — джазификация аргентинского фолка. На этой ниве группа пожала обильные лавры, особенно европейского сбора, и Javier Girotto стал замечаем и приглашаем такими звёздами итальянской джаз-индустрии, как Roberto Gatto, Rita Marculli, Enrico Rava, Paolo Fresu, Peppe Servillo, Antonello Salis, Bebo Ferra, и многими другими.
Первый пик популярности Хавьера Жиротто пришёлся на 1999-2000 годы, а наиболее яркими плодами того периода могут быть названы дуэтные альбомы, записанные с Daniele di Bonaventura (банданион) и с Luciano Biondini (аккордеон). С 2000 года музыкант Girotto выступает ещё и в составе «Orhcestre National de Jazz de Paris» и является почётным гостем национального джазового фестиваля.