Стив Гэдд

Самый популярный и авторитетный барабанщик за последние четверть века, Стив Гэдд родился 9 апреля 1945 года в городе Ирондекуоите (штата Нью-Йорк).

Стив приобщался к джазу с раних лет: с 7 лет он начинал брать уроки игры на ударных, вместе со своей семьёй посещал джем-сейшены в джаз-клубе. А ещё он вместе с братом танцевал степ в местном клубе, который иногда посещали известные музыканты. Стиву было всего 11 лет, а он уже аккомпанировал самому Диззи Гиллеспи… Кстати, именно занятия степом сделали потом его технику игры на басовом барабане совершенно уникальной – это не «пятка на педали» и не «пятка на весу». Стопа очень плавно и ловко «перекатывается» с носка на пятку и обратно. Это имеет определённый смысл. Нога находится в постоянном движении, а движение даёт нужное расслабление, свободу. Таким приёмом Стив Гэдд довольно ровно может играть цепочки восьмых в сравнительно быстром темпе. Им же он играет свои коронные самбы.

Он обучался в Манхэттенской школе музыки и закончил Истменовскую школу музыки. После этого Стив вернулся в Рочестер, где играл с трубачом Чаком Манджоне. Затем его призвали в армию, где он три года играл в армейском оркестре, набираясь опыта и оттачивая мастерство. В 1971 году он вернулся на нью-йоркскую сцену. Это уже было время рок-н-ролла, что, конечно же, повлияло на формирование манеры игры молодого музыканта. «Моя основа – это такие ребята, как Gene Krupa, Max Roach, Buddy Rich, Elvin Jones, Philly Joe Jones, Tony Williams, Art Blakey».

Как и многим барабанщикам, в начале карьеры Гэдду приходилось играть самую разную музыку – от традиционного репертуара еврейских свадеб до джаза, и во многом благодаря этому сформировалась его «универсальность» как музыканта. Причём, что интересно, он действительно создал свой собственный стиль игры, который практически без изменений воспроизводится им в самых разных жанрах. Участвуя в бесчисленных ангажементах, Стив быстро достиг верхней ступени в иерархии сессионных музыкантов. У него был – и есть – выдающийся талант «одушевлять» музыку любого стиля, привносить в неё мелодичность и устойчивый грув, которые тут же вызывают ответную реакцию аудитории.

В середине 70-х годов, когда его стиль окончательно сформировался, Стив Гэдд сделал поистине исторические записи. А до этого, после окончания «Eastman School Of Music», он играл в ансамбле с Чиком Кориа, Чаком Манджони, Джо Романо и Фрэнком Поларо. Это был колоссальный опыт для молодого музыканта. К этому времени Чик считался уже довольно известной фигурой в мире джаза и периодически работал в Нью-Йорке. И вот Чик-то и стал тем человеком, который изменил представления Стива о роли ударника в джазе. Кориа был не вполне удовлетворен своими партнерами по ансамблю. В один прекрасный день Чик сел за барабаны (а он может!) и показал Стиву, как бы он хотел, чтобы тот играл, и это перевернуло всё. «… Тут есть чем гордиться. Композиции Чика наполнены его любовью к джазу и ко многим джазовым барабанщикам. Я был счастлив работать, понимая, откуда черпались ритмические рисунки, потому что я люблю тех же джазменов, что и Чик».

Результат – виртуозные вставки Стива в композициях «The Leprechaun» с тем же Чиком Кориа, «Aja» со Стили Дэном и несколько фрагментов с Полом Саймоном (композиции «Fifty Ways To Leave Your Lover» и «Late In The Evening»). Игра Стива придавала такую оригинальность этим часто исполняемым композициям, что его записи навсегда вошли в фольклор ударников, оказывая громадное влияние на барабанщиков всего мира. Из всех барабанщиков его поколения Стив имеет самое большое число подражателей.

После периода гастролей и студийных записей с собственной группой, «Gadd Gang», Стив Гэдд сыграл этническую африканскую музыку вместе с Полом Саймоном. Их совместный альбом получил премию «Грэмми». В настоящее время Стив Гэдд является одним из самых востребованных музыкантов, он много работает с известными исполнителями, совмещая тесный график гастролей со студийными записями. Самый успешный сессионный барабанщик в мире записывался с такими музыкантами, как Арета Франклин, Стиви Уандер, Барбра Стрейзанд, Мишель Петруччиани, Пол Маккартни, Рикки Ли Джонс, Керли Саймон, Ал Джеро, Джеймс Браун, Джо Кокер, Нэнси Уилсон, Боб Джеймс, Стэнли Кларк, Эл Ди Меола, Джордж Бенсон, Карла Блей, Фиби Сноу, Рикки Ли Джонс, Том Скотт, Фрэнк Синатра, группа «Stuff», и многими многими другими.

Стив Гэдд обладает отменной рудиментарной техникой. Это результат не только двухлетнего обучения в «Manhattan School Of Music» и в «Eastman School Of Music» в его родном Рочестере, но и игры в drum corps (маршевых ансамблях барабанщиков). Сам Стив говорит о том, что решающую роль в становлении его техники сыграл тот факт, что ему в детстве приходилось играть совершенно разную музыку, разными приемами и даже разными палками. Днем он репетировал в drum corps тяжёлыми палками, а вечером играл в клубе тонкими палками и совершенно другими приемами. Гэдд прошёл и настоящую классическую школу игры на малом барабане. В числе любимых инструментов Стива – парные оркестровые тарелки, на которых он добивается серьезных успехов.

Его партии безукоризненно выстроены композиционно. Играя любую песню, Гэдд использует простейший принцип: он постепенно добавляет выразительные средства, будь то новый инструмент или более мелкие длительности. Это сродни оркестровой палитре. Краски добавляются постепенно, по мере надобности. Но это работает всегда! Что касается сольной игры, ещё великий Джо Завинул сказал, что импровизация – это сиюминутное сочинение музыки, композиция. Но любое соло Гэдда – записано ли оно на пластинку, или сыграно на концерте – образец композиционной логики. Латиноамериканские и джазовые соло, излюбленные вариации на маршевый ритм (отголосок детских пристрастий), которые могут появляться у него в любом музыкальном контексте, своим построением и убедительностью исполнения выводят мистера Гэдда, без всякого сомнения, в число великих барабанных солистов.