Нора Джонс

30 марта 1979 года в Нью-Йорке родилась американская джазовая и поп-певица, пианистка, гитаристка, актриса, автор-исполнитель собственных песен – Нора Джонс (Norah Jones). Урожденная Гитали Нора Джонс Шанкар (Geetali Norah Jones Shankar) – родная дочь знаменитого индийского музыканта Рави Шанкара и бывшей танцовщицы и продюсера Сью Джонс, а также сводная сестра талантливейшей исполнительницы на ситаре и композитора – Анушки Шанкар.

О своём звёздном отце девушка не любила говорить с самого начала своего появления на большой музыкальной сцене. Судя по всему, певица не хотела пользоваться его именем для продвижения собственного, хотя критики и без того сразу же отметили, что Нора не просто смазливое личико или протеже своего отца, а самодостаточный талант, который заслуживает самого пристального внимания. И её достижения на, фактически, всего лишь старте очень многообещающей карьеры стали отличным тому доказательством: в 2002 году – первый альбом и первое место в чате «Billboard», тираж в 26 миллионов копий и 9 премий «Грэмми», включая пять статуэток за личные заслуги; пять студийных сольных альбомов за 12 лет, которые разошлись тиражом более 50 миллионов копий и место в списке лучших джазовых артистов 2000–2009 годов по версии журнала «Billboard»! Неплохо для 37-летней красивой и хрупкой девушки, не правда ли?

Однако нельзя не сказать, что её отношения с отцом не были простыми ещё и по причине расставания Рави и Сью Джонс: когда Норе исполнилось девять лет, родители разошлись, и она осталась с матерью, что послужило началом периода некоторого отчуждения между ними. Да и росла Нора вдали от отца – в Техасе, училась в школе исполнительских и визуальных искусств, пела в церковном хоре, в старших классах была членом музыкальной группы и даже пробовала свои силы на альт-саксофоне.

Тем не менее Нора всегда говорила: «Я очень люблю своего отца. И не хочу, чтобы на этот счет возникали какие-нибудь неправильные суждения. Мы с ним очень близки». Сам же, к сожалению, ныне покойный Рави Шанкар был ужасно горд за дочь: «Я всегда знал, что Нора была очень музыкальна с самого ее младенчества. После развода я увидел её только спустя восемь лет и был изумлён тому, как сильно она выросла в музыкальном плане». Так, в 16 лет, получив на это добро от обоих родителей, Нора сменила имя и стала просто Норой Джонс, которая часами заслушивалась своими кумирами – Биллом Эвансом и Билли Холидей – и мечтала связать свою судьбу именно с джазом.

И не случайно она дважды ещё в 1996-97-х годах становилась лауреатом премии «Student Music Awards» именно в категории «Лучшая джазовая вокалистка», а ещё до окончания университета уехала в нью-йоркский квартал Greenwich Village, где пела во многих джазовых клубах. «Музыкальная сцена оказалась настолько огромна. Я нашла это очень захватывающим. Я особенно любила слушать удивительных поэтов-песенников в таких местах, как «The Living Room», – говорила Нора. – Все открывалось для меня. Я просто не могла уехать». Так она начала проводить много времени с местными поэтами и стала вдохновенно писать собственные песни. И со временем эти песни стали отвоевывать всё больше места в репертуаре самой Норы.

В то же самое время она гармонично вписалась в состав джаз-фьюжн группы «Wax Poetic», а затем создала собственный коллектив с гитаристом Джесси Харрисом, барабанщиком Дэном Ризером и басистом Ли Александером, которому предстояло стать основным соавтором певицы. В 2001 году демозаписи группы привлекли внимание знаменитого джазового лейбла «Blue Note», и вскоре Норе был предложен выгодный контракт, итогом которого в 2002 году стал ее первый и сразу мультиплатиновый альбом, а слава Норы Джонс разошлась по всему миру. И хотя альбом вышел на «Blue Note», и все критики упорно называли Джонс джазовой артисткой, альбом этот сложно назвать джазовым в чистом виде. Скорее, умелым сочетанием джаза, современной акустической авторской музыки, кантри и поп-музыки, и нельзя не отметить, что сделано всё с хорошим вкусом: лёгкие аранжировки, запоминающиеся мелодии, которые пришлись так по душе публике, уставшей от «агрессии» Бритни Спирс и Пинк. Быть может, это и стало одной из причин столь грандиозного коммерческого успеха на джазовом лейбле.

Сама же Нора отзывалась об этом так: «Я не позёр, не пытаюсь быть тем, кем на самом деле не являюсь. Мне смешно, когда люди пытаются встать в позу и защищать «чистоту джаза» – это глупо. Расслабьтесь, разве это имеет какое-то значение? «Blue Note» не потеряет цельность с подписанием меня на лейбл! И мне все равно, что думают люди. Это известный джазовый лейбл, и я была представлена им как исполнительница джазовых стандартов. Когда мы работали над альбомом, я начала писать собственные песни, и это не джазовые композиции. Я не спешу сообщать о том, что я больше не пою джаз или что-то в этом роде. Это неправда, но даже это не имеет значения. Это просто музыка. Я знаю, многие поклонники джаза скажут о моих песнях: «Нет, это не джаз». И я соглашусь с этим. Но если кто-то думает, что это джаз, им стоит послушать Майлса Девиса…».

Следующий диск Норы – «Feels Like Home» вышел в 2004 году и добавил в копилку Джонс ещё три премии «Грэмми», и до настоящего времени она успела записать ещё несколько чудесных альбомов, среди которых: «Not Too Late» (2007) и «The Fall» (2009) – кстати, материалы к этому альбому Нора написала после поездки в Нью-Дели (Индия), где она очень тепло проводила время со своим отцом Рави Шанкаром. Далее последовали ещё три альбома: в 2010 году – «Featuring», с такими знаменитостями, как Рэй Чарльз, Хёрби Хэнкок и Джесси Харрис, с которым она выиграла «Грэмми» за исполнение «Don’t Know Why» ещё в 2003 году; в 2012 году – предпоследний, блюзовый и самый драматичный альбом – «Little Broken Hearts» (2012).

Кроме того, Нора состоялась и как киноактриса: в 2007 году она дебютировала в фильме «Мои черничные ночи» в компании с Джудом Лоу, к слову, получив неоднозначные отзывы. Журнал «New York Post», к примеру, писал: «Скажем прямо, госпожа Джонс не умеет играть», – но вместе с тем голливудский продюсер Харви Вайнштейн заявлял, что был впечатлён дебютом Норы. В дальнейшем Нора сыграла, правда, саму себя ещё в нескольких художественных и документальных фильмах, в том числе и в телевизионной версии альбома «Duets II» с Тони Беннеттом в 2009-м.

Осенью 2013 года не перестающая удивлять своих поклонников Нора в дуэте с Билли Джо Армстронгом (гитаристом группы «Green Day») записала альбом «Foreverly» – на этот раз в стиле фолк. В июле 2014-го со своим женским трио, играющем в жанре Alternative country, выпустила альбом «No Fools, No Fun» на своём родном лейбле «Blue Note». И совсем недавно, 5 августа 2016 года, Джонс объявила дату выхода своего шестого студийного альбома – «Day Breaks «. Этот альбом, в котором представлено девять новых песен и три обложки, был выпущен 7 октября 2016 года, и, в отличие от предыдущих двух пластинок ознаменовал ее возвращение к фортепианной музыке. По словам самой Норы, целью записи этого альбома было сделать все вживую. В интервью журналу Billboard она сказала: «Когда вы играете с великими музыкантами, нет никаких оснований для многослойной записи, это лишает душу музыки». Ну а что же до нас с вами, то нам остается наслаждаться музыкой и желать этой одарённой девушке триллионы мгновений вдохновения, чтобы удивлять нас с вами снова и снова…