Маркус Миллер

14 июня 1959 года в городе Нью-Йорке родился прославленный бас-гитарист, композитор, мультиинструменталист и продюсер Маркус Миллер (William Henry Marcus Miller, Jr).

Первое джазовое влияние на Маркуса оказали барабанщик Кенни Вашингтон, флейтист Бобби Хэмфри, пианист Лонни Смитт, а первым джазовым кумиром для него стал великий Майлс, в группе которого, кстати, с 1959 по 1963 годы играл двоюродный брат Маркуса – пианист Уинтон Келли.

С середины 70-х Маркус Миллер как сессионный музыкант записывается с немалым количеством звёзд (Дэвид Сэнборн, Ленни Уайт, Боб Джеймс, Дэйв Грузин, Гровер Вашингтон-младший, Арета Франклин, Роберта Флэк, Брекер Бразерс и др.) и к концу десятилетия завоевывает репутацию супернадёжного басиста. К этому времени Маркус уже филигранно отшлифовал свой собственный стиль игры и подарил миру опять же собственный «фендеровский» вкус и свою неподражаемую манеру «слэппинг» на этом инструменте, которые до сих пор поражают воображение. Примерно тогда же он становится эндорсером музыкальных инструментов от Fender.

В 1981 году он получает приглашение от своего кумира Майлса Дэвиса, с которым впоследствии отправится в турне и запишет несколько пластинок, в том числе как продюсер и композитор, и первая такая работа – «TUTU» 1986 года, посвящённая южноафриканскому епископу Десмонду Туту, – станет поистине уникальной для очередного поворота в творчестве Майлса, а также откроет новые горизонты для Маркуса уже не только как для бас-гитариста и мультиинструменталиста. Это был настоящий прорыв. Впоследствии появятся ещё две пластинки с Дэвисом: «Music From Siesta» (1987) и «Amandla» (1989).

Выступать в качестве продюсера Маркус Миллер начал с первой половины 80-х, тогда же выпустил два первых «сольника»: «Suddenly» (1983) и «Marcus Miller» (1984). Лютер Вандросс, Эл Джерро, Джо Сэмпл и группа «The Crusaders», «Take 6», Джордж Бенсон, Кенни Гарретт, Уэйн Шортер – вот лишь немногие имена в списке его дальнейших продюсерских работ.

В 90-е годы, продолжая работать как продюсер, Маркус уделяет особое место и сольной карьере. Можно даже сказать, что этот период стал концентрацией накопленного опыта, за которой последовал новый творческий взрыв: сначала вышли альбомы «The Sun Don’t Lie» (1983), удостоенный «Грэмми», и «Tales» (1995) – потрясающая, пронзительная работа – дань великим музыкантам, затем были изданы два сборника по просьбам фанатов, далее альбом «М²» (2001), посвящённый памяти Гровера Вашингтона-младшего, который вошёл в десятку лучших альбомов года, по версии журнала «Jazziz». И так далее… Действительно, каждый альбом достоин «высшей пробы». В этих работах полностью раскрылся его многогранный талант.

В арсенале его достижений далеко не одна премия «Грэмми» и множество других наград, и – по приблизительным данным – на сегодняшний день на счету Маркуса порядка четырёхсот альбомов, записанных с его участием.

Источник