Стиль жизни
Стиль жизни


Специально для Радио JAZZ 89.1 FM журналист Национальной Службы Новостей Юлия Лаптева пообщалась с куратором выставки "Самскара" Екатериной Косолаповой о восприятии цифрового искусства российской аудиторией и не только:

Насколько легко цифровое искусство воспринимается  в России?

Оглядываясь назад, могу сказать, что два или даже год назад цифровое искусство воспринималось достаточно сложно. В последнее время в России ситуация в корне изменилась и теперь, к счастью,  цифровое искусство воспринимается “на ура”:  появилось множество профессионалов, которые работают в этом направлении; молодые специалисты имеют возможность обучаться на специализированных курсах по интерактивному дизайну, генеративной графике и другим направлениям.  Реально видно, что российская общественность уже готова воспринимать цифровое искусство, изучать его, и, разумеется, ходить на те выставки, которые проходят в России. В целом мультимедийные проекты уже достаточно модная и раскрученная история, мы видим, что даже такие классические музеи как Эрмитаж, Русский Музей, Пушкинский музей  уже переходят в новый формат, переводя некоторые свои коллекции в виртуальные и цифровые форматы, что является явным признаком готовности российской аудитории к цифровому искусству.

Есть ли у нас, в России авторы этого направления, заметные на мировой арене? 

На самом деле, это одна из животрепещущих тем.  Делая проекты в России, мы видим, что многие художники приходящие к нам, уже имеют славу и проекты на мировой арене, вполне успешно реализуют иностранные заказы, но,  к сожалению, в России, наверное, более ограниченные условия для  реализации их потенциала. Поэтому для нас проведение  фестиваля 360 VISUAL FEST является попыткой напомнить себе самим, своей Родине, что у нас очень много талантливых ребят. Мы постараемся со своей стороны организовать все условия, для того чтобы художники, завоевав славу на мировой арене, смогли еще раз напомнить о себе, у нас в России.

Что бы вы могли отметить в программе фестиваля 360 VISUAL FEST На что обратить внимание зрителю? 

В качестве одного из стремительно развивающихся направлений я бы выделила генеративную графику.  А в области кинематографа, мы сейчас, впервые  после братьев Люмьер, стоим на стыке технологий, когда плоское кино превратится в 360°.

Мы сейчас находимся в таком времени, когда происходит полная переформатизация искусства. Большинство современных медиа-художников придерживается точки зрения, что в будущем искусство будет вполне самодостаточно и будет генерировать себя. То есть в целом художники предполагают, что создавая сейчас программные коды, эти коды сами будут генерировать картины и это будет в целом непредсказуемо. То есть искусственный интеллект будет работать независимо от художника и будет создавать объекты искусства независимо от человека. Мы можем говорить о неком тренде на "самосоздающееся искусство".

Какова программа для авторов и художников?

Первое, что будет интересно авторам и художникам, это непосредственно посмотреть на инструментарий их коллег.  Подобно тому как в классической живописи есть различные техники: масло, акварель и другие, также в графическом искусстве каждый из участников, так или иначе обладает определенным инструментом программирования или инсталлирования. 

Фестиваль позволит профессионалам своего дела подсмотреть друг у друга какие-то приемы и находки.  Участники смогут обменяться навыками  не только в рамках лектория, но и пообщаться лично. А главное -  обсудить перспективы развития и даже объединить свои усилия для реализации более масштабных проектов.

После того, как в России начали открываться выставки серии "живые полотна", где классическое искусство сочетается с новыми технологиями, реакция у публики была неоднозначной. Что лично вы думаете о таких проектах и какое у них будущее? 

Вы знаете, это очень важный вопрос в профессиональной среде музейщиков. Например, Русский Музей буквально вчера нам комментировал что для них это большая проблема. Вот есть подлинник - картина автора,  над которой художник трудился десятки лет, и тут появляется выставка цифрового искусства, которая берет за основу эту картину, но посетитель подобной выставки воспринимает все на ней происходящее как какой-то фильм и утрачивает интерес к подлиннику. Это одна из проблем.

Вторая проблема, как ни удивительно, касается тех людей, которые занимаются цифровым искусством и стоят по другую сторону баррикад. Я посещаю множество мультимедийных проектов, и зачастую они просто показывают картины такими как они есть, не используя весь потенциал технологий. Ведь смысл любой виртуальной реальности, дополненной реальности, полнокупольного кино заключается  лишь в том чтобы этот инструментарий позволил как можно глубже показать предмет искусства, то есть не отобразить внешнюю форму, которая и так понятна обычному глазу, а залезть в те самые непонятные, далеко отдаленные, потаенные части картины, которые не видно с первого взгляда.

Технология отдельно от искусства в рамках мультимедийной выставки не имеет смысла. Нашей задачей на выставке Самскара не состоит  в том, чтобы просто показать технологию  и "запихать" в нее картины. Наша задача -  взять картину и сквозь призму разных технологий расширить ее восприятие и понимание.

Если говорить о нас, как о создателях иммерсивной выставки, то эти две проблемы, о которых я сказала ранее, они безусловно висели над нашими головами темным облаком.  Мы сильно переживали, что после прошедших выставок и неоднозначной реакции публики на них, нам будет достаточно сложно оправдать название проекта мультимедийного и иммерсивного проекта.  До первого дня открытия выставки мы не были уверены, сможем ли мы сломать сложившиеся стереотипы. Однако посещаемость выставки в целом и отклики людей, которые у нас побывали, очень нас порадовали и сейчас, я думаю можно говорить о том, что мы сломали стереотипы о цифровых выставках, которые существовали ранее. Если анализировать как нам это удалось, я считаю, что ключевым фактором, стало то, что в рамках выставки Самскара мы не просто взяли самые современные технологии, но смогли использовать и  раскрыть их потенциал.

То есть, если мы берем очки виртуальной реальности, мы не просто в плоском формате представляем посетителям эту картину, а мы показываем как с этой картиной можно взаимодействовать:  в игровом формате что-то  добавить, приставить, изменить  - так происходит диалог художника со зрителем. Получается, что мы не ущемляем  оригинал, а просто добавляем определенный функционал за счет технологий. Другой пример использования потенциала технологий - это инсталляции с генеративной графикой. Мы берем за основу какую-то картину. Мы ее сохраняем, не уничтожаем, и также добавляем опцию, когда человек взмахом или касанием может что-то менять в картине. Тем самым мы постарались две проблемы обозначенные выше "поженить". Мы сохраняем оригинал, его ценность. А за за счет технологий, за счет вовлечения зрителя во взаимодействие с этим объектом, наоборот, стараемся вызвать интерес к подлиннику.

И только сейчас, наверное, мы подошли к  основной проблеме мультимедийщиков: создание правильной режиссуры и сценария, которые решают определенную задачу. В нашем понимании все технологии должны не только иметь "вау" эффект. "Вау" эффект должен должен подводить человека к более глубокому пониманию классического искусства. Я думаю, что основная задача продюсеров, кураторов и режиссеров выставок - это выстроить правильные цели и задачи, которые будут решаться за счет технологий.

Можете рассказать о самом интересном на Ваш взгляд образе цифрового искусства?

У меня есть определенный интерес к разным типам технологий. Больше всего на сегодняшний день меня интересует синергия технологий, которая позволит решать глобальные задачи.  Появляется много динамично развивающихся направлений: кто-то создает один тип кода, кто-то другой, третий создает технологию в виртуальных очках и так далее.  Однако это все достаточно разрозненно, но при это не самодостаточно. Поскольку мы все таки музейщики, мой интерес заключается в том, чтобы все эти тренды и тенденции как-то соединить друг с другом, дополнить. Потому что, когда одно явление дополняет другое, рождаются более серьезный организм.

Здесь самым интересным является то,  что на сегодняшний день цифровой инструментарий позволяет даже начинающим художникам или тем кто только интересуется этим направлением, за счет определенных алгоритмов и существующих пресетов создавать картины. Безусловно это не исключает наличие вкуса и определенных способностей к искусству, но экспериментировать с цифровыми инструментами этим может каждый. Еще стоить отметить, что мы мы сейчас реально стоим на грани, когда стык искусства и технологий, определит дальнейшее развитие цивилизации.  Я  думаю, что во-первых, все плоское уйдет в прошлое. В будущем мы будем смотреть кино в формате 360 при помощи купольных систем фулдом - именно поэтому мы и занимается этими технологиями. Я вижу в этом переворот, перспективу, если хотите - революцию в современном мире. Через 15 мы будем смотреть кино только на купольных экранах, только в очках VR и мы будем рассказывать нашим внукам и правнукам что вот были времена когда я смотрел черно-белый телевизор и он был как огромная коробка. Все это уходит в прошлое. Очень впечатляет создание реальных миров в формате 360- это такой огромный пласт искусства, для меня это, наверное, самое интересное на сегодняшний день.

Какие еще мероприятия, связанные с цифровым искусством, планируются в ближайшее время?

Поскольку мы являемся интерактивной площадкой, то фактически каждую неделю делаем программу по этому направлению. Ближайшее событие - это фестиваль 360 visual fest, который пройдет 16-17 июня. Для фестиваля мы отобрали талантливейших, открытых для взаимодействия художников, которые при помощи технологий создадут интерактивные объекты и процессы. Выставочное пространство превращается в живой организм, где художники  презентуют свое видение, а посетители взаимодействуют с объектами и воздействуют на них. На фестивале 360 VISUAL FEST десятки художников, артистов и перформеров представят цифровые полотна, панорамные галереи и видеоинсталляции, полнокупольные шоу и мэппинг дизайн; концептуальный арт и фрактальную графику. Дополнят программу иммерсивный театр, медиабалет, лекторий и живые dj сеты.



Реклама