Стиль жизни
Стиль жизни
William "Buster" Bailey (Уильям "Бастер" Бейли) – легендарный кларнетист, один из самых блестящих "сессионных" музыкантов своей эпохи. Появился на свет 19 июля 1902 года в Мемфисе, штат Тенесси.
Бейли играл в группах таких великих музыкантов, как Джо "Кинг" Оливер, Флетчер Хендерсон и Луи Армстронг. 

Работать он начал с 15 лет в ансамбле под руководством так называемого "отца блюза", мемфисского аранжировщика и бэнд-лидера W. C. Handy. Там Бейли играл популярные танцевальные номера и блюзы, а новый "тренд" в афроамериканской музыке, с необычным названием "jazz" (первоначально называемый словом "Jass") услышал после того, как с группой Handy приехал на гастроли в Новый Орлеан.

Вот как в интервью с историком джаза – Гюнтером Шуллером – сам Бейли размышлял о разнице между истинным джазом и той музыкой, которую он играл в то время: "я ... просто играл украшения вокруг мелодии, не зная, что это и есть импровизация. И только в Новом Орлеане я понял, что украшением этим была целая фраза". Это открытие оказалось больше, чем просто волнующей интригой для Бейли, и он тут же присоединился к "миграции" музыкантов на север, в Чикаго, куда прибыл в 1919 году. Там он встретил ещё более мощное влияние, когда обучался классическому кларнету с выдающимся музыкантом чикагского симфонического оркестра, Францем Шеппом – тем самым, у которого учился сам Бенни Гудман.

С тех пор всю оставшуюся часть своей жизнь Бейли был известен как кларнетист, который может работать с самыми трудными пассажами, какие только мог придумать аранжировщик или его собственное воображение. Юг Панасье в своей "Подлинной истории джаза" писал: "Бастер Бейли, наряду с Джимми Нуном, является самым виртуозным джазовым кларнетистом. Беглость и гибкость его фраз просто невероятна. Однако Бейли не только виртуоз. Узорам его импровизаций свойственна редкая мелодическая элегантность". 

Играя с "Кингом" Оливером в 1923 и 1924 годах, Бейли познакомился и подружился с другими новоорлеанскими музыкантами, в том числе, и с величайшим из всех – трубачом Луи Армстронгом. И когда в 1924 году Армстронг решился на свою вторую великую джазовую "миграцию", переехав из Чикаго в Нью-Йорк, Бэйли последовал за ним спустя всего лишь неделю. 

В Нью-Йорке он присоединился к оркестру Флетчера Хендерсона – ведущему джазовому ансамблю, вырастившему многих знаменитых музыкантов, которые создали музыку под названием свинг. И в течение 1930-х Бейли был неотъемлемой частью нью-йоркской джазовой сцены, он появился на сотнях записей, многие из которых принадлежали оркестру Хендерсона, а многие – коллективам Кларенса Уильямса и Нобла Сиссла, с которым Бейли гастролировал по Европе в начале тех же 1930-х годов. Он также был известен своим участием и в других составах Хендерсона, которые аккомпанировали таким классическим блюзовым вокалисткам, как Гертруда "Ма" Рэйни и Бесси Смит. "Бейли переплетает чрезвычайно красивые фактуры между голосом и фортепиано", – писал Гюнтер Шуллер о "Jazzbo Brown from Memphis Town", песне Бесси Смит о мемфисском кларнетисте, который "не сумел станцевать, не смог спеть, но, Боже, он смог сыграть эту вещь!". 

После Второй мировой войны Бейли увлёкся "ретроспективным" джазовым движением, известным как диксиленд, а также более современными стилями. С 1947 по 1949 годы он выступал с группой тромбониста Wilbur de Paris, а затем организовал свой квартет, играя в некоторых клубах на 52-й нью-йоркской улице. После объединения с группой трубача Реда Аллена и тромбониста Рассела Мура в начале 1950-х, Бейли вернулся к своим классическим корням и ещё в середине десятилетия играл в нескольких симфонических оркестрах, в том числе появился в опере "Порги и Бесс" Джорджа Гершвина. 

Некоторые историки полагали, что Бейли действительно мог бы сделать карьеру симфонического музыканта, если бы не сегрегация, которая долго царила в мире классической музыки, да и сам Бейли сетовал на то, что ранее был вынужден отказаться от классических возможностей. Однако в последние десятилетия своей долгой карьеры он всё-таки вернулся к джазу. И в 1950-х-60-х его частенько можно было услышать в известном нью-йоркском джазовом клубе "Metropole" в компании с Вуди Алленом и другими музыкантами, а также на многих джазовых фестивалях, которые в то время становились важными музыкальными событиями, продвигая джаз во всём мире. 

В 1958 году кларнетист выпустил сольный альбом "All About Memphis" и вернулся к записям со своими старыми друзьями – Флетчером Хендерсоном, Коулманом Хокинсом и многими-многими другими коллегами, поскольку он всегда был музыкантом подвижным и открытым для нового сотрудничества. Так, например, в 1963-64 годах Бейли играл в оркестре, который возглавлял корнетист Wild Bill Davison, и в коллективе "Saints and Sinners" Реда Ричардса, до тех пор пока в 1965 году вновь не присоединился к своему давнему приятелю – Луи Армстронгу и его "All-Stars".

Реклама