Стиль жизни
Стиль жизни
Обычно имя Джорджа Расселла знают лишь истинные поклонники джаза, но влияние, которое музыкант оказал на его развитие, можно сравнить разве что с влиянием таких знаменитых джазовых авторов, как Майлс Дэвис, Джон Колтрейн и Эрик Долфи, потому что каждый из этих вышеперечисленных музыкантов опирался на теоретические построения Джорджа Расселла. А согласно современной истории джаза, он едва ли не единственный крупный джазовый теоретик. Впрочем, истории виднее, она у нас самая мудрая.

В любом случае остается неизменным тот факт, что вся его творческая, теоретическая и научная деятельность протекала в рамках джазового направления. И как раз в мире джаза она и была востребована.

Родился Джордж Расселл 23 июня 1923-го года. Он не помнил своих настоящих родителей, так как был усыновлен еще в крайне нежном возрасте. Вырос он в семье преподавателя музыки. Тот работал в знаменитой Консерватории имени Оберлина, но  все знакомство ребенка с музыкой ограничивалось хором африканской методистской церкви. Да еще барабанщиком в местной бойскаутской организации был. Вот и все.

Но потом Расселл поступил в старейшее учебное учреждение для афроамериканцев — университет  Уилберфорса , что в штате Огайо. В местном оркестре играли некоторые из тех, кто потом стали звездами джаза. Например, Флетчер Хендерсон. Тот в 1920-м году вообще увел с собой весь состав оркестра. И эти музыканты стали участниками его первого биг-бэнда.

Кроме того, там учились Коулман Хокинс, Кути Уильямс, Бен Уэбстер и некоторые другие знаменитости мира джаза.

Вот в этом оркестре и играл Джордж Расселл, пока болезнь не вынудила его прекратить учебу. Эта болезнь в течение его жизни дважды приковывала его к койке. Но в то же время те месяцы, что он лежал в санатории для туберкулезных больных, оказались для него самыми плодотворными в деле изучения музыкальной теории.

Дело в том, что во время пребывания в больнице он так много занимался гармонией и аранжировкой, что при выходе из  лечебницы оказался совершенно другим человеком, что касалось его подхода к музыке и композиции.

А еще в той же больнице он написал и продал оркестру Бенни Картера свою первую композицию — джазовую пьесу New World. Все тот же Картер взял Джорджа на работу, когда он выписался, и тот некоторое время работал в его биг-бэнде барабанщиком. Но в 1944-м году его сменил другой молодой музыкант.

Услышав, как играет сменивший его Макс Роуч, Расселл решает навсегда перестать играть на ударной установке. К тому же в 45-м году вернулся туберкулез, и двадцатитрехлетнему Джорджу пришлось снова ложиться в больницу, но на этот раз уже на шестнадцать месяцев.

И, как и в прошлый раз, пока он лежал в больнице, он не терял зря времени: он разработал многое из того, что позже легло в его теорию джазовой импровизации. Позже она стала известна как «Лидийская хроматическая концепция».

Теоретик джаза Джордж Аллен Расселл
В 40-х-50-х годах Расселл выпустил немало успешных композиций

Вышел из больницы он уже в 1946-м году. И не преминул присоединиться к окружению Майлса Дэвиса. Молодые люди собирались в квартире аранжировщика Гила Эванса. В это время импровизация в бибопе стала рассматриваться с точки зрения академической теории. Пока они исследовали эти вопросы, набирался материал для будущей пластинки Майлса Дэвиса «The Birth Of The Cool», которая и в самом деле ознаменовала рождение кул-джаза.

Вскоре Расселл получил заказ написать пьесу для биг-бэнда трубача Диззи Гилеспи. Он взялся за работу, и из-под его пера вышла Cubano Be/Cubano Bop, которая ныне считается хрестоматийной вещью. Впрочем, Расселл в те годы написал немало удачных работ.

Реклама