Стиль жизни
Стиль жизни
На ВДНХ в Павильоне №67 (Карелия ) пройдет выставка, где можно будет увидеть около 190 работ 70 художников, представляющих российское наивное и самодеятельное искусство второй половины XX века. Все работы — из коллекции «Царицыно», которую в 1990-е годы собрал сотрудник музея Вадим Помещиков и которая впервые демонстрируется столь масштабно. Несколько авторов (таких как Катя Медведева, Иван Никифоров, Владимир Зазнобин, Анна Дикарская) хорошо знакомы зрителю и уже стали «классиками» наивного искусства. Другие пока известны лишь эксперта, но обещают стать событием выставки. В числе недавних ярких открытий — скульптуры псковского пастуха Василия Дмитриева.

Наивное искусство поражает естественностью и свободой в обращении с законами искусства «ученого». Художник изображает не столько то, что видит, сколько то, что знает о предмете. Это ведет мастера к схематизации и ясности, а в результате всё изображенное становится одновременно и проще, и значительнее. В мире наивного искусства можно всё — прижаться щекой к пантере, отрастить бороду-самобранку, без крови освоить целину, переехать в просторную квартиру с красными обоями и встретить обеспеченную старость. Здесь не всегда действуют законы времени, гравитации и перспективы, но сюжеты повседневной жизни неизменно обретают вес и значимость мифа.

Свобода от влияния канонов сочетается у наивных авторов со стремлением ограничить круг сюжетов лишь самыми важными для большинства людей событиями и явлениями. Именно базовые элементы бытия — ученые называют их архетипами — и задают структуру выставки, которая будет состоять из десяти разделов: «Пространство», «Начало и конец», «Родина (потерянный рай)», «Изобилие», «Праздник», «Герой», «Любовь», «Празверь», «Советский миф», «Копии и пересказы».

ПРОСТРАНСТВО для наивного художника не существует как заданная, объективная реальность. Автор сам определяет его параметры в зависимости от смысла изображаемого. Пейзаж на холсте — результат внутреннего путешествия, кисть рифмует возникающие в сознании образы. В результате непроизвольно создается гармоническая картина мира.

НАЧАЛО И КОНЕЦ. Наивный художник заново открывает для себя мир. Подобно Адаму, дающему имена всему сущему, он наделяет обыденное новыми смыслами. Поэтому вещи, животные и люди предстают на его полотнах в ином, неузнаваемом виде. Наивное искусство словно возвращает нас к детству человечества, к блаженному незнанию. Оно пронизано желанием привнести гармонию в мир, воскресить утраченную целостность.

РОДИНА — это целая цепь ассоциаций. Картины детства, дома, образы родителей, живущих и ушедших из жизни близких вызывают ощущение принадлежности к неразрывному целому, именуемому «родом». Большинство наивных художников России родились и выросли в деревне. Впечатления детства выплескиваются на холст в виде ярких сцен сельской жизни, окрашенных ностальгическим чувством. В основе этих произведений лежит миф о потерянном рае.

ИЗОБИЛИЕ. Прием избыточности наивное искусство взяло из фольклора. Изображая цветы и фрукты, наивный художник придает им монументальность и значительность, из них складывается своего рода
модель мироздания.

ПРАЗДНИК. Тема народного праздника представлена во множестве вариантов. Но всякий раз это действо, символизирующее единение людей. Изображение всегда автобиографично, обращено к прошлому,
к воспоминаниям детства, к теме родины.

ГЕРОЙ. В творчестве наивных художников встречаются герои двух типов. Герой-защитник, победитель олицетворяет победу гармонии над хаосом. Это может быть Святой Георгий, поражающий змея, легенда гражданской войны Чапаев или маршал Жуков. Второй тип — культурный герой-просветитель. Здесь акцент переносится на внутреннее напряжение воли и духа. Особенно популярен образ поэта, который чаще изображается сидящим, с листком бумаги и пером или книгой стихов в руках. Такая композиция призвана передать поэтическое вдохновение.

ЛЮБОВЬ. Рассказ о любви у наивного художника целомудрен. Обнаженное женское тело может появиться только как иллюстрация к теме женщины-искусительницы, притягательной и коварной. Чаще всего влюбленные изображаются в сценах встреч и расставаний, по композиции очень похожих друг на друга. Тем самым обозначается начало и конец романа, а его кульминация остается за скобками.

ПРАЗВЕРЬ. Животные у художников-наивов поражают своей мощью и величием, принимая образ празверя. Они похожи на героев мифа творения, чье место — в райском саду.

СОВЕТСКИЙ МИФ. На творчество многих наивов большое влияние оказала коммунистическая идеология. Однако под кистью художника демонстрации, награждения передовиков и прочие советские ритуалы превращаются в нечто большее, чем иллюстрации к «советскому образу жизни». Из множества картин выстраивается портрет «коллективного» человека, в котором личное оттеснено на задний план. Сквозь внешнюю канву отчетливо проступает ощущение несвободы и искусственности происходящего.

КОПИИ И ПЕРЕСКАЗЫ. Под кистью наивного художника с оригиналом происходят удивительные метаморфозы. Волей наивного художника произведение классика мирового искусства как бы перемещается в другое измерение — в пространство представлений наивного художника. Изменения в деталях, колорите радикально меняют внутренний смысл произведений.
Реклама